Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья" № 149

Экспериментальная работа - Статья Вольфсдорф Е.И. и Дедова А.А.


 

Роль «Школ здоровья» в формировании здорового образа жизни детей: опыт и результаты

В декабре 2005 года наша школа получила статус «Школа здоровья». Была создана модель, обеспечивающая гармоничное развитие обучающихся. Особенностью модели является наличие Центра содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, как структурного подразделения, призванного координировать усилия педагогов, специалистов школы, родителей, учащихся в области здоровьесбережения.

Помогает в решении задач сбережения здоровья городская экспериментальная площадка. С 2007 года наша школа входит в состав городской экспериментальной площадки по теме «Система школьных мониторингов здоровья как составляющая медико-педагогического инструментария «Единый Паспорт здоровья школьника». В этой работе приняли участие специалисты Центра, педагоги и учащиеся начальной школы. Экспериментальную работу мы рассматриваем как неотъемлемую часть деятельности школы по здоровьсбережению.

Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей установлено, что в последние 10 лет произошло значительное ухудшение здоровья школьников. Особенно большую тревогу вызывает состояние здоровья детей, обучающихся в начальной школе. Изменилось в худшую сторону и распределение детей на группы здоровья. Если в 1998 году к 1-ой группе здоровья, т.е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% обследованных учащихся младших классов, то в 2008 году - 1,8 %. В отдельных московских школах не было выявлено ни одного учащегося младших классов, которого можно было отнести к 1-ой группе здоровья. В нашей школе за последние 3 года, благодаря проведению в школе ряда оздоровительных мероприятий, количество детей, относящихся к 1-ой группе здоровья, незначительно увеличилось (на 2%). Но наряду с этим отмечается некоторое уменьшение количества детей 3-ей группы здоровья (на 3%). Максимальное количество детей относится ко второй группе здоровья.

groups.jpg

Актуальность проблемы здоровья школьников в целом по стране создает предпосылки к созданию и реализации в нашей школе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий обучения, эффективных моделей организации учебного и оздоровительного процессов для учащихся. На данном этапе школа решает следующие задачи:

  • Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, реальной системы профилактических мер, направленных на оздоровления учащихся;

  • Формирование эффективной психолого-педагогической службы, направленной на организацию помощи учащимся, родителям и педагогам;

  • Формирование здоровья, воспитание потребности вести ЗОЖ, обеспечения необходимыми знаниями и умениями;

  • Достижение положительных изменений в состоянии детей и подростков, в их способности к выживанию в условиях современности;

  • Предупреждение школьных болезней: мероприятия по профилактике близорукости, нарушения осанки, гиподинамии.

Работа городской экспериментальной площадки осуществляется по двум направлениям:

1-е направление: Выявление детей «группы риска» с помощью донозологической диагностики (мониторинги). Мониторинги позволяют:

  • качественно оценить состояние ученика;

  • избрать наиболее эффективные пути в здоровьесбережении;

  • дать прогноз дальнейшего развития и обучения;

  • найти средства коррекционно-развивающей работы;

  • выявить на ранних стадиях проблемы ребенка и организовать индивидуальные программы оздоровления.

Для своевременного выявления заболеваний и оказания помощи учащимся были проведены офтальмологический, физический, соматический, саногенетический, психолого-педагогический и антропологический мониторинги. Обследованы дети (2-4 классов), участвующие в экспериментальной программе.

Для учащихся с заболеваниями органов зрения специалистами ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н.Федорова и офтальмологами детской поликлиники № 22 два раза в год проводится офтальмологический мониторинг. Ученики группы риска проходят диагностику и лечение на корригирующих аппаратах в школе. За последние три года осмотрено 648 детей, лечение получили 358 человек. В результате повторной диагностики отмечена положительная динамика. Данные о состоянии обследованных детей сообщаются классным руководителям и родителям, выдаются индивидуальные рекомендации. У нас созданы необходимые условия для профилактики и коррекции зрения; соблюдаются нормативы по освещению, проводятся уроки здоровья по соблюдению учащимися режима дня и охраны зрения; на занятиях и после работы на компьютерах ребята выполняют упражнения для снятия напряжения.

С помощью ассоциации Народно-спортивный Парк ежегодно проводится осмотр детей с целью выяснения их физического индекса здоровья. Это дает возможность проследить за динамикой физического развития учащихся. Индекс физического здоровья составил -3,4 балла (по 5-балльной шкале), что является высоким показателем. Результаты обследований выдаются преподавателям физкультуры и родителям с конкретными рекомендациями.

index_fz.jpg

Проблема роста патологических состояний костно-мышечной системы приобрела высокую медико-социальную значимость и рассматривается как критериальный показатель здоровья организма в целом. С целью изучения состояния опорно-двигательного аппарата врачами НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова проведена дополнительная диагностика учащихся. По результатам обследования были выявлены дети «группы риска», которые занимаются лечебной физкультурой под руководством инструктора лечебной физкультуры. По результатам соматического мониторинга в школе сократилось количество учащихся с заболеваниями костно-мышечной системы на 2% за 2008-09 учебный год.

monitor.jpg

В связи с употреблением калорийной и богатой углеводами пищи, а также с гиподинамией, увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Поэтому мы привлекли к сотрудничеству специалистов-антропологов МГУ им. М.В. Ломоносова и диетологов Клиники питания. В настоящее время совместно с ними проводится антропологический мониторинг; изучается оценка состава тела (биоимпедансный анализ); состояние костно-мышечной системы. При помощи анкетирования собрана информация об образе питания и физической активности учащихся.

Психологами школы проводился психологический мониторинг. По полученным данным наблюдается положительная динамика психологического состояния учащихся. В результате коррекционной работы дети лучше переносят школьные нагрузки: снизилась тревожность, улучшился психологический климат в классах, повысилась мотивация на сохранение собственного здоровья.

2-е направление: Формирование здорового образа жизни. На 1-ом этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями и представлениями - узнают основы ЗОЖ, у них формируются элементарные правила здоровьесбережения. В начальной школе проводятся гигиеническая, дыхательная и корригирующая гимнастика.

В своей работе мы апробировали экспериментальный Паспорт здоровья, он служит для своевременного выявления проблем ребенка.

На 2-ом этапе формируется полноценное понимание основ ЗОЖ.

На этом этапе формируются практические навыки. Учащиеся обучаются навыкам самодиагностики, самомассажу, оказанию первой медицинской помощи. Сознательно выполняют элементарные правила здоровьесбережения.

Эффективность на этом этапе знаний зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Важна наглядность, доступность для восприятия. Педагоги-организаторы проводят Уроки здоровья, на которых в интересной, игровой форме (викторины, тренинги, КВН) дают ученикам представления об актуальных вопросах здоровья, демонстрируют фильмы по актуальным вопросам здоровья.

Третий этап - заключительный. На этом этапе дети должны уметь автоматически выполнять правила, уметь использовать знания, умения, навыки в зависимости от конкретных обстоятельств. Обратная связь осуществляется с помощью тестов и контрольных вопросов. Средства для решения задач по формированию ЗОЖ выбираются в соответствии с конкретными условиями работы. Это различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная - для профилактики простудных заболеваний), лечебная физкультура под руководством специалиста, массаж, самомассаж, витаминотерапиия, оздоровительные тренинги, различные реабилитационные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья. Совместно с учащимися осуществляется подготовка материалов для «Уголка здоровья».

Инструментом данной работы служат экспериментальные Паспорта здоровья. На основе их разработаны сценарии классных часов, посвященных вопросам здоровья: «Мое здоровье», «Как работает мое сердце», «Дыхание - учимся дышать правильно», «Профилактика вредных привычек», «Моя семья», «Моя школа – мой учитель», «Мои привычки», «Наши праздники», «Ведем наблюдения». В рамках Урока здоровья дети учатся ухаживать за зубами, проводится беседа по теме «Береги зубы смолоду».

pzdrv.jpg

Экспериментальные Паспорта используют в своей работе специалисты Центра содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников. В Паспорта вносятся рекомендации специалистов. На основании анкет, заложенных в паспортах, осуществляется обратная связь с родителями учащихся. На родительских собраниях до сведения родителей доведены данные о состоянии здоровья детей, розданы индивидуальные рекомендации. Проводятся консультации для родителей на базе консультационного пункта. Паспорта Здоровья способствуют мотивации детей на здоровый образ жизни, используют для формирования культуры здоровья.

Серьезной гуманистической проблемой для школы будет поступление в школу детей с ОВЗ (имеющие нарушения психического или физического развития.) С одной стороны, мы готовы принять на обучение этих детей, но возникает много вопросов. Например: ребенок-колясочник не сможет перемещаться по школе, так как отсутствуют пандусы и лифты; детям с выраженной психопатологией, необходимы занятия с дефектологом, но данная ставка в штатном расписании не предусмотрена; еще одна острая проблема заключается в психологической неготовности педагогов и родителей к совместному обучению с детьми ОВЗ (в особенности с психопатологиями). Также «болевой точкой» станут внутриклассные отношения учащихся, особенно подростков.

Инклюзивное образование пока недостаточно разработано и не отражено в законах, необходимо оборудование и специальная подготовка учителей, иначе качественного образования не получится.

Здоровье подрастающего поколения зависит от родителей, педагогов, медицинских работников, от самих обучающихся. Только совместными усилиями мы сможем решить эту задачу.

Используемая литература

  1. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия ; авт. – сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Здоровый образ жизни в современной школе; программы, мероприятия, игры; Е.А.Воронова. - Изд. 3–е, Ростов н/Д; Феникс, 2009.
  3. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. - М.: Издательство «Глобус», 2010.
  4. Паспорт здоровья. Часть 2. Работа классного руководителя. Методические рекомендации. – М.: МИОО, 2007.
  5. Паспорт здоровья. Часть 3. Планирование работы .Методические рекомендации - Составитель Клокова Т.И. - М.: МИОО, 2007.
  6. Азбука здоровья, авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш», 2007.
  7. Азбука чистоты - авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш», 2007.
  8. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие – Исаева С.А. 4-е изд. – М.: Айрис–пресс, 2007.
  9. Школа физкультминуток: 1 – 4 классы - М.: вако, 2009.
  10. Мониторинг здоровья в школе - МИОО, Москва, 2006.
  11. Здоровьесберегающее образование № 1,2,3, 2009.
  12. Групповые методы в работе школьного психолога – автор И.В. Вачков, 2009

 

г. Москва, САО, ул. Врубеля д.6
тел. 8-499-158-03-31, 158-58-06.
e-mail: shcola149@yandex.ru