Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья" № 149

Экспериментальная работа - Статья Г.И. Воскресенской


 

Эти глаза напротив

Опубликовано в журнале "Школьный психолог" N 7/2011

image000.jpg Наша школа включилась в экспериментальную работу по здоровьесбережению под руководством профессора Н.К. Смирнова. Тема городской экспериментальной площадки - "Формирование здоровьеразвивающего пространства школы и психологического благополучия субъектов образовательного процесса".

Мною была выбрана "точечная" программа охраны и укрепления зрения учащихся. Она сопровождается обучением родителей практическим приемам по этой программе.

Цель: создание условий для охраны и укрепления зрения учащихся первого и второго года обучения.

Задачи:

  • формирование осознанной потребности учащихся и их родителей в охране и укреплении зрения;

  • обучение практическим методам охраны и укрепления зрения.

Условия проведения: вовлечение родителей, ознакомление их с программой и обучение практическим методам охраны и укрепления зрения. Длительность: 16-18 месяцев. Идеально - проводить 2-3 занятия в неделю.

Продолжительность занятия 30-40 минут с обязательными домашними заданиями, выполняемыми под контролем родителей.

Проводить занятия можно:

  • во время пауз на уроках (упражнения зрительной гимнастики);

  • во внеурочное время на детско-родительских и индивидуальных занятиях, проводимых педагогом-психологом;

  • в домашней обстановке при том условии, что родитель обучен методике проведения данной программы.

Возраст детей: 6-8 лет.

Ожидаемые результаты использования программы:

  • совершенствование координации движения глаз при периферийном обзоре;

  • наличие устойчивой конвергенции глаз.

Значение зрения в психическом развитии уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужает социальные контакты, ограничивает возможности заниматься многими видами деятельности.

Врожденные нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны воздействием на него различных патогенных факторов в период эмбриогенеза или генетических факторов. Кроме врожденных аномалий, у детей распространены и приобретенные: внутричерепные травмы головы, заболевания центральной нервной системы и др. Кроме того, следует отметить, что в школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: дальнозоркость и близорукость. Патология глазодвигательного аппарата, видимым проявлением которой обычно служит косоглазие, встречается у 2,5% детей.

Для коррекции глазодвигательных дисфункций применяется "метод замещающего онтогенеза" [2, 5], доказавший свою валидность и как эффективный инструмент, и как язык описания при работе с таким вариантом развития. В качестве базового здесь выступает принцип соотнесения актуального статуся ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

Первой и основной коррекционной мишенью при этом является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных взаимодействий. Для этого используется "Комплексная методика психомоторной коррекции", включающая телесно- ориентированные, этологические, арттерапевтические психотехники. Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическая и логопедическая коррекция когнитивных процессов [1 - 6].

Условия для охраны и укрепления зрения

В нашей "Школе здоровья" созданы необходимые условия для охраны и укрепления зрения учащихся:

  • проводится саногенетический мониторинг "Единый паспорт здоровья школьника";

  • проводится офтальмологический мониторинг состояния органов зрения учащихся;

  • в классных комнатах соблюдаются санитарно-гигиенические нормативы по естественному и искусственному освещению и школьной мебели;

  • проводятся уроки здоровья и классные часы по соблюдению детьми режима дня и отдыха зрения;

  • на уроках и после работы на компьютере проводятся упражнения для снятия напряжения глазных мышц;

  • офтальмологи детского центра МНТК "Микрохирургия глаза" им. академика С.Н. Федорова регулярно проводят диагностику и лечение учащихся "группы риска" на корригирующих аппаратах в школе и по показаниям в центре, обеспечивают методической литературой по охране зрения;

  • учащиеся с выраженной офтальмологической патологией своевремено направляются на дополнительную диагностику и лечение в Центр МНТК.

План мероприятий

  1. Педагог-психолог в присутствии родителей ребенка проводит психологическую диагностику детей первого года школьного обучения.

  2. Дети со зрением без патологий, но имеющие недостаточную координацию глаз при переферийном обзоре и неполную конвергенцию глаз, проходят углубленную нейропсихологическую диагностику.

  3. Родителям таких детей предлагается ознакомиться с методом замещающего онтогенеза и программой комплексной психомоторной коррекции.

  4. При успешном формировании осознанной потребности ребенка и родителя в охране и укреплении зрения разрабатывается план мероприятий по совместной работе психолога, ребенка и родителя.

  5. Учитель и первоклассники в сентябре знакомятся с упражнениями комплекса зрительной гимнастики, упражнениями для развития крупной и мелкой координации движений, которые в дальнейшем применяются во время пауз на уроках.

  6. В октябре на групповых психологических занятиях первоклассники обучаются приемам и упражнениям из курса программы комплексной психомоторной коррекции, которые осуществляют в течение всего учебного года.

  7. В октябре начинаются индивидуальные занятия с детьми, имеющими недостаточную координацию глаз при перифирийном обзоре и/или неполную конвергенцию глаз. На первых занятиях обязательно присутствуют родители этих детей, которых психолог обучает практическим методам из программы комплексной психомоторной коррекции.

Рассмотрим лишь один раздел этой программы - глазодвигательную гимнастику.

"Эти глаза напроив"

Условия

Нормальному видению окружающего мира может препятствовать калейдоскоп причин. И одна из них - недостаточная конвергенция глаз. (Конвергенция глаз - сведение зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете).У детей она нередко нарушается, особенно при видимом или скрытом косоглазии. Как и каким образом можно наладить достаточную и устойчивую конвергенцию глаз?

Один из путей - научить ребенка и его родителей глазодвигательной гимнастике.

Для этого необходимы следующие условия:

а) место - ровная поверхность стола или пола, покрытая ковром или одеялом; б) время - светлое время суток; в) освещение - естественное дневное; г) первоначальное исходное положение - ребенок лежит на спине, голова фиксирована, прямые ноги расположены крест-накрест, руки сжаты в кулаки и тоже скрещены, язык слегка прикушен. (см. фото 1.)

image001.jpg
фото 1

Упражнения

  1. И.п. Психолог просит ребенка следить за "целью" (фото 2). Целью может быть небольшой яркий предмет, насаженный на палочку или карандаш (фото 3). Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям: вверх, вниз, направо, налево - и четырем вспомогательным: по диагонали, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

    Вначале ребенок следит за предметом (целью), перемещаемым психологом (фото 4, 5), затем - за своей рукой, которую двигает взрослый (фото 6). Наконец передвигает самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой, а потом обеими руками (фото 7-10). Психолог обязательно следит за плавностью движения взгляда и его стабильныи удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их до тех пор, пока движение и удержание взгляда на предмете не станут устойчивыми.

image002.jpg
фото 2
image003.jpg
фото 3
image004.jpg
фото 4
image005.jpg
фото 5
image006.jpg
фото 6
image007.jpg
фото 7
image008.jpg
фото 8
image009.jpg
фото 9
image010.jpg
фото 10

  1. Слежение глазами за предметом (целью), расположенным:

    • на расстоянии вытянутой руки ребенка;

    • на расстоянии локтя;

    • около переносицы, последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению.

  2. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка.

  3. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений языка (глаз) с руками и ногами.

  4. Эти же движения в положении лежа, сидя и стоя.

  1. Ребенок, стоя около вертикальной доски, рисует симметричные линии и фигуры сначала каждой рукой отдельно, а потом обеими руками (фото 11).

  2. Глазодвигательные упражнения с ползанием: ребенок движется (ползает на четвереньках) по определенной программе, например: правая рука - левая нога, левая рука - правая нога, при этом он должен совершать движения глазами вправо, а языком влево.

image011.jpg
фото 11

Таким образом, при выполнении вышеперечисленных упражнений происходит:

  • совершенствование координации движений глаз;

  • налаживание устойчивой конвергенции глаз;

  • улучшение саморегуляции.

Литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой - М.: Воронеж, 2006

  2. Комплексная методика психомоторной коррекции / Авторский коллектив: Воробьева Е.А., Семенович А.В., Архипов Б.А., Назарова Л.С., Шегай В.М. / Под ред. А.В. Семенович - М.: Изд. МГПУ, 1998.

  3. Сборник докладов I Международной конференции памяти А.Р. Лурия, под редакцией Хомской Е.Д., Ахутинов Т.В., Изд. МГУ, 1998 г.

  4. Семенович А.В. В лабиринтах развиваюшегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии - М.: Генезис, 2010.

  5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте - М.: Генезис, 2002.

  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе - М.: АРКТИ, 2008.


 

г. Москва, САО, ул. Врубеля д.6
тел. 8-499-158-03-31, 158-58-06.
e-mail: shcola149@yandex.ru