Принятa на педагогическом совете
29 августа 2011 года
Введение
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход
на этап инновационного развития.
Содержательные приоритеты этого этапа обозначены в Московском
стандарте качества образования, в национальной инициативе «Наша новая
школа», в государственной программе «Развитие образования города
Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование», Пилотном проекте по
развитию общего образования в городе Москве, в Федеральных
государственных образовательных стандартах.
Эти программы и положения являются главными ориентирами в
составлении подпрограммы «Совершенствование внутришкольной
системы качества образования».
Актуальность
Создание внутришкольной системы качества образования – это одна из
приоритетных государственных задач, которую решает каждая школа в
рамках своей деятельности. Значимость этой задачи заключается в
формировании целесообразной и эффективной системы обучения и развития
учащихся, системы, которая обеспечивает условия для раскрытия
способностей и воспитания личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном обществе, конкурентном мире.
При этом процесс образования направлен на постоянный личностный рост, а
его результатом должно стать умение выпускника самостоятельно ставить и
достигать серьезные цели, ответственно реагировать на разные жизненные
ситуации.
Поэтому, при составлении Подпрограммы мы учитывали все аспекты
образовательной политики государства: внедрение современных стандартов
качества «Московский стандарт качества образования», обеспечивающих
индивидуализацию образовательных траекторий и достижение
обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной
социализации; поддержке талантливых детей; развитие учительского
потенциала; создание современной школьной инфраструктуры; сохранение и
укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни обучающихся,
усиление воспитательной роли школы, оказание помощи детям,
нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
создание условий для полноценного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Качество образования – интегральная характеристика
системы образования, отражающая степень соответствия реальных
достигаемых образовательных результатов, условий образовательного
процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Поэтому, в школе необходимо создать систему управления качеством
образования, скоординированное воздействие, как на образовательный
процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных,
управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения
наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной
системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и
предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Поскольку в новой модели образовательного процесса обучение
становится многообразным и вариативным, то важную роль играет как
внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не
столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.
Для этого необходима внутришкольная система оценки качества
образования, которая представляет собой целостную систему
диагностических и оценочных процедур, которые определяют степень
соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их
обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе
требований к качеству образования.
Каждая школа в современных условиях выстраивает свою работу по
заданным направлениям, подбирает людей под свои задачи, и с этой точки
зрения создает свою образовательную среду, собственный менталитет и
уклад школьной жизни. Коллектив, создающий новую школу, должен
отчетливо представлять, зачем и как он должен работать, насколько
уникальным будет продукт его деятельности, чтобы понимать и оценивать
значение своего нелегкого педагогического труда.
Главное условие — степень понимания сути дела теми, кто его будет
выполнять, осознание целей и задач исполнителями подпрограммы, то есть
педагогами, психологами, медицинскими работниками, воспитателями,
родителями и самими детьми.
Очевидно, что сложившаяся в социуме подготовка индивида к
функционированию в условиях одной социальной общности и
существующее приспособление его к одному виду деятельности не
адекватны современной социокультурной ситуации.
Поэтому школа ориентируется и опирается на три рода ценностей:
ценности индивидуального развития, уважение к культурному наследию,
ценности социальной интеграции личности.
1. Цели, задачи, принципы внутришкольной системы качества
образования.
1.1 Цель: cовершенствование внутришкольной системы управления
качеством образования, способствующей получению объективной
информации о состоянии качества образования учащихся, развития личности
ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала,
формированию ключевых компетенций, сохранению и укреплению здоровья
школьников путем обновления структуры и содержания образования,
развития практической направленности образовательных программ.
1.2. Задачи
Развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает
сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса
обучения и воспитания, объединенные в приоритетах:
- личность участников образовательного процесса (учителя, ученика,
родителя), её самооценку и развитие;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- индивидуализация образовательного процесса, с учетом возрастных и
индивидуально-психологических особенностей личности учащихся.
Переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного
личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям
основных институтов социализации в достижении целей образования.
Мониторинг в системе качества образования реализуется как
комплексное динамическое, аналитическое отслеживание процессов,
определяющих количественно-качественные изменения в объекте.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу
взяты оценочные базовые показатели, используемые в системе оценки
качества образования (см. ниже).
Создание информационной образовательной среды школы с целью
обеспечения благоприятных условий организации инновационного
образовательного процесса, ориентированного на интенсивную,
адаптивную, развивающую подготовку обучающихся.
Организацию, координацию и контроль выполнения Подпрограммы
осуществляет администрация школы:
- анализирует ход выполнения Подпрограммы, действий по ее реализации и
вносит предложения на педагогический совет по его корректировке;
- осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации
Подпрограммы;
- осуществляет контроль выполнения программы в соответствии с планом
инспекционно-контрольной деятельности.
Проектирование воспитательной среды, которая будет
способствовать воспитанию у обучающихся гражданственности,
уважения к историческому прошлому, традициям страны и села,
социальной зрелости и способности адаптироваться в современном
мире.
Для адаптации, жизнедеятельности и самореализации в современном мире
необходимы компетентности:
- коммуникативная компетентность - умение эффективно
сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизация - умение ставить цели, планировать, ответственно
относиться к здоровью, полноценно использовать личностные
ресурсы;
- самообразование - готовность конструировать и осуществлять
собственную образовательную траекторию на протяжении всей
жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
1.3. Принципы
В основу внутришкольной системы оценки качества образования школы
мы закладываем следующие принципы:
Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его
основными сторонами являются: ценность личности, заключающаяся в самоценности
ребенка; уникальность личности, состоящая в признании индивидуальности
каждого ребенка. Приоритет личностного развития, когда обучение
выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого
индивидуума; представления о субъективности учебно-воспитательного
процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу
выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;
самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей,
задатков, способностей, потребностей и склонностей;
социализация – осознание и освоение человеком современных культурных
ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной
жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
индивидуализация – развитие продуктивно-творческого и
индивидуально-неповторимого потенциала личности.
Принцип реалистичности требований, норм и показателей
качества образования, их социальной и личностной значивмости
предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и
обучения с объективными тенденциями развития жизни общества,
развития у обучащихся качеств, которые позволяют им успешно
адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни. В
этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и
политической культуры личности на основе знания современного
законодательного процесса, государственного устройства общества,
конституционных прав, свобод и обязанностей.
Принцип гуманности, предполагающий создание в школе атмосферы
заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства
личности ребенка, педагога;
Принцип доступности информации о состоянии и качества
образования в школе, предполагающий организацию всей школьной
деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности,
бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с
другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:
- разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели,
по определенным направлениям деятельности в школе;
- создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и
свобод учителей, учеников, родителей.
В процессе реализации Подпрограммы в рамках деятельности школы
предполагается развитие такой модели качества образования школы, которая
всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия
и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания.
2. Организация и технология внутришкольной оценки качества
образования
Объектами ВШОКО являются:
учебные и внеучебные достижения обучающихся,
профессиональная деятельность педагогов и администрации,
образовательные программы и условия их реализации.
3. Составляющие внутришкольной системы оценки качества
образования
Система оценки качества образований — совокупность организационных и
функциональных структур, обеспечивающая на единой концептуально-
методической базе:
Определение критериев и показателей качества
Формирование шкалы уровней достижения качества
Проведение оценки, констатации и анализ результатов
Подготовку рекомендаций по использованию результатов оценки.
3.1 Внутришкольный мониторинг академических достижений
обучающихся является целостной системой, включающей:
Внутришкольный мониторинг академических достижений
обучающихся,
Внутришкольный мониторинг творческих достижений обучающихся,
Психологический мониторинг – непрерывное, научно-обоснованное
слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся,
развитием их индивидуальных способностей,
Компетентностный мониторинг,
Внедрение системы формирующего оценивания,
Независимая оценка качества (МЦКО, аттестационные процедуры),
Система внешней диагностики (окружной мониторинг (ГОУ МЦ),
Статград (МЦКО)),
Система поддержки детей, с особыми образовательными
потребностями,
Система дифференциации и индивидуализации удовлетворяющие
индивидуализирующему образовательному маршруту,
Мониторинг удовлетворенности родителей и обучающихся
предоставляемыми образовательными услугами,
Медицинский мониторинг – непрерывное, научно обоснованное
слежение за динамикой здоровья школьников,
Воспитательный мониторинг - непрерывное, научно обоснованное
слежение за состоянием воспитательного процесса.
3.2. Внутришкольный стандарт качества образования включает:
обоснованность целей, ценностей и содержания школьного компонента
образования;
качество материально – технического обеспечения образовательного
процесса;
качество образовательных программ и используемых образовательных
технологий;
определенный уровень творческих и научных достижений учащихся;
доступность и качество дополнительного образования обучающихся;
обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;
обеспечение психологичного комфорта и доступности образования в школе;
обеспечение индивидуального подхода к школьникам;
высокую квалификацию педагогов (подтверждаемую в ходе аттестации).
3.3. Методические объединения учителей –предметников
Обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных
систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу
индивидуальных систем оценки качества образования, используемых
учителями – предметниками.
Новая структура качества образования призвана обеспечить наряду с
внедрением компетентностного подхода расширение спектра
индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для
учащихся в рамках инклюзивного образования, на основе развития
профильного обучения, в системе работы с одаренными детьми.
Создание условий для обучения детей, нуждающихся в индивидуальной
образовательной траектории, становится актуальной задачей
образовательного учреждения.
Хотелось бы отметить те компоненты системы управления качеством
образования, которые, на наш взгляд, являются важными для эффективной
реализации миссии школы.
Мы проектируем развитие школы как целостной социальной системы,
рассматривая такую систему как взаимодействие трех подсистем,
подчиняющихся единой стратегии, но требующих разной тактики в
управлении их развитием:
Модель управления качеством контингента обучающихся
(системообразующая модель, задающая глобальные цели развития школы)
|
▼
Модель управления качеством педагогических работников
(как субъекта образовательного процесса, обеспечивающего успешность
реализации поставленных глобальных целей)
|
▼
Модель управления качеством условий образовательного процесса
(ресурсы, необходимые для обеспечения реализации описанной модели
развивающегося школьного сообщества)
|
Уровень компетентности учителя определяется базовым образованием,
последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем
педагогической работы; опытом практической работы в конкретной
деятельности.
Но следует иметь в виду, что это подпрограмма и она подчиняется рабочей
логике общей образовательной программы школы.
3.4. Внутришкольная система оценки качества образования включает
в себя систему сбора и первичной обработки данных, систему анализа и
оценки качества образования, систему обеспечения статистической и
аналитической информацией всех субъектов школьного образования.
4. Реализация внутришкольного контроля качества образования
осуществляется посредством существующих процедур контроля и
экспертной оценки качества образования на педагогическом совете школы:
мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных
ступенях обучения;
анализом творческих достижений школьников;
результатами внутришкольного направления: аттестации педагогических и
руководящих работников;
результатами паспортизации учебных кабинетов школы;
результатами самоанализа в процессе государственной аттестации и
аккредитации школы;
результатами статистических (проверенных по инициативе администрации и
общественных органов управления школой) и социологических исследований;
системой внутришкольного контроля.
4.1 Методы сбора и обработки информации:
4.2 Оценка качества подготовки выпускников осуществляется в ходе:
единого государственного экзамена (для всех выпускников
11 классов);
новой формы итоговой аттестации в 9 классе (для всех выпускников);
тестирования всех учащихся начальной школы (4 класс);
мягкого социологического мониторинга качества воспитательной
деятельности.
Оценка осуществляется на этапах: начального, общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования.
4.3. Технологии измерения определяются видом избранных
контрольных измерительных материалов, способом их применения.
Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на
оценку уровня обученности школьников, определяется на основе
государственных образовательных стандартов. Конкретные технологии
оценки качества образования, используемые для определения
показателей, предусматриваются в Регламенте оценки качества
образования.
5. Ожидаемые результаты.
Создание условий для повышения уровня качества образования.
Совершенствование внутришкольной системы управления качеством
образования на основе деятельностно-компетентностного подхода.
Создание модели мониторинга качества образования в учреждении,
обеспечивающей образование, соответствующее социальному заказу.
Достижение качества образования обучающихся образовательного
учреждения, удовлетворяющего социальным запросам.
Создание системной организации управления учебно-воспитательным
процессом.
Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в
планировании и разработке программ мониторинговых исследований.
Развитие системы защиты здоровья обучающихся школы.
Внедрение в практику научно проработанных учебных программ,
учебных и методических пособий, методов и средств обучения и
воспитания.
Самоанализ результативности обучения и воспитания.
Укрепление материально-технической, ресурсной базы школы и
совершенствование модели управления с целью эффективного развития
образовательного учреждения.
При реализации Подпрограммы решается важная задача
руководства образовательного учреждения: осуществление мониторинга
основных индикаторов управления учебно-воспитательным процессом,
направленного на конечный результат.
Конечный результат направлен на решение главной задачи сегодняшней
школы – воспитание инициативной личности, способной творчески мыслить
и находить нестандартные решения, следовательно, ключевой
характеристикой школьного образования становится не только передача
знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей,
готовности к переобучению.
|