После детского сада в школе несравненно большая учебная нагрузка
ложится на плечи младших школьников. О трудности адаптации к
требованиям школы на этапе обучения в 1–3 классах свидетельствует
возрастание неблагоприятных реакций со стороны функциональных систем,
обеспечивающих учебную деятельность. Большая учебная нагрузка оказывает
не только прямое, но и опосредованное негативное воздействие на здоровье
учащихся, создавая серьезные препятствия для реализации их возрастных
биологических потребностей в двигательной активности, пребывании на
воздухе, сне.
Основным видом деятельности в свободное время уже на этапе
начального обучения становятся компьютерные игры и просмотр телепередач.
Недостаток адекватных возрасту занятий, разнообразной и очень необходимой
детскому организму двигательной активности не обеспечивает полноценный
отдых и стимуляцию умственной работоспособности учащихся, снижает их
сопротивляемость к развитию утомления. На этом фоне многие ученики
жалуются на плохое самочувствие и отмечают желание поспать днем.
Начало школьной жизни вызывает снижение самооценки у всех людей. Этот
факт объясняется тем, что младшие школьники испытывают стресс, обусловленный
наличием стрессогенных факторов, каковыми являются возникновение новых задач
освоения общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также
установления дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами
семейного окружения.
Среди факторов, способствующих снижению самооценки, также можно отметить
низкую успеваемость. Связь между успеваемостью школьников и их представлениями
о своих учебных способностях носит характер взаимовлияния. Успехи
в учебе способствуют росту самооценки, а самооценка, в свою очередь,
воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний,
стандартов, мотивации и уверенности в своих силах. Таким образом, низкая
самооценка подрывает уверенность школьника в своих силах и формирует у него
низкий уровень ожиданий, а низкая успеваемость снижает самооценку.
У некоторых учащихся возможно развитие дидактогенных неврозов, которыми, по
данным педагогов, страдает сегодня более трети школьников.
Таким образом, младшим школьникам необходима помощь в освоении образовательных
программ и адаптации к условиям школы, которую оказывают четыре школьных психолога.
Они проводят со школьниками специальные развивающие, коммуникативные
и развлекательные занятия.
|